Образы ледовой сцены



В фигурном катании есть показательные выступления. Вы, конечно же, не раз присутствовали на них. Показательные выступления — название скучное, а на самом деле это настоящий концерт с большой и разнообразной программой. Здесь уже не так важны сложные спортивные элементы, гораздо важнее, насколько удачно для создания какого-то сценического образа используют спортсме-ны эти элементы.
К показательным выступлениям фигуристы привыкают с самых юных лет. Я помню, как выступала сама в наших маленьких концертах, когда только-только начинала свой спортивный путь на катке московского стадиона Юных пионеров. Мы еще и думать не могли об участии в соревнованиях, но наши тренеры уже приучали нас по-хозяйски чувствовать себя на ледовой сцене.
Показательные выступления часто дают возможность спортсменам попробовать на людях отрывки из своих будущих спортивных
программ, обкатать при публике те или иные сложные, вновь изобретенные трюки.
Фигурное катание, пожалуй, единственный в мире вид спорта, который располагает такими концертными возможностями. И не только располагает, но и использует их вовсю. Международная федерация конькобежного спорта, в которую входят и фигуристы, с согласия Международного олимпийского комитета официально разрешила несколько раз в году выступать им в платных концертах, где спортсмены пользуются такими же правами, как и профессиональные актеры.
Мне пришлось видеть множество показательных выступлений. Десятки концертных программ для своих учеников создала я сама.
Лучшие из них в исполнении Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова известны сейчас всему миру. Но и молодые мои спортсмены тоже имеют свои, соответствующие их сегодняшним силам, программы.
А однажды я была свидетельницей показательного выступления, пожалуй, единственного в своем роде. Единственного и, очевидно, уже неповторимого. Это впервые произошло после чемпионата мира в Калгари (1972 год) и затем повторялось несколько раз во время серии концертных выступлений сильнейших фигуристов мира, проходивших на катках Канады и США.
На лед выехала чемпионка мира и Олимпийских игр Беатрикс Шуба. Она всегда была выдающейся исполнительницей «школьных фигур» Но как выступает Шуба в этой части состязания, мало кто видел: зрители считают «школу» неинтересной, и кроме специалистов на трибунах почти никого не увидишь, в произвольной же программе Шуба всегда была гораздо ниже всех ведущих фигуристок.
И вот свой первый номер на показательных выступлениях Шуба заканчивает при слабых аплодисментах зала, Зрители никак не могут понять, почему именно Шуба стала чемпионкой, а не те лихие, артистичные девчонки, которые выступали до нее, Шуба едет к выходу, возле которого поджидает ее знаменитый двукратный олимпийский чемпион в одиночном катании, а ныне ведущий комментатор одной из американских телевизионных программ Дик Баттон. Баттон даже выходит на кромку льда. Он обнимает Беатрикс и что-то шепчет ей на ухо. Чемпионка кивает и снова выезжает на центр катка.
Музыка на сей раз безмолвствует. Зрители тоже — они уже ожидают что-то необычное. Беатрикс Шуба начинает вычерчивать на льду обязательные фигуры. И делает это так легко и свободно, так красиво и непринужденно, что зал встречает «урок черчения» овацией. Тут даже неспециалисты начинают понимать, за счет чего имеет преимущество в спорте эта высокая, несколько угловатая девушка. Затем в течение многих концертов фигуристов Беатрикс Шуба повторяла этот прием. Я говорю это только к тому, что и самим фигуристам, и их тренерам надо ко многим привычным вещам в своем виде спорта подчас подходить парадоксально, отыскивать необычные ракурсы. Иногда ведь непривычный поворот «темы» способен дать лишние шансы в борьбе с сильными и равными соперниками.


назад

Сайт создан в системе uCoz