Мужское одиночное фигурное катание


История


В ХIХ- начале ХХ веков в мужском одиночном катании доминировали австрийская, русская, немецкая, норвежская и шведская школы. Русская школа отличалась рисованием фигур: техничными обязательными, и исключительно сложными и красивыми «специальными». На первом неофициальном чемпионате мира в 1890 Алексей Лебедев выиграл во всех трех видах и по сумме. Высочайшим мастерством, особенно в «специальных» фигурах, отличался Николай Панин-Коломенкин, ставший олимпийским чемпионом в 1908, прорисовав коньком на льду невероятно сложные узоры, поразив судей математической точностью рисунков. В 1901-11 доминировал Ульрих Сальхов (Ulrich Salchow), отличавшийся качественными обязательными фигурами и впервые выполнивший прыжок сальхов, названный его именем.

После Первой мировой войны подавляющего преимущества добилась автрийская школа: Вилли Бокль (Willy Bockl, выигрывал в 1925-28), Карл Шефер (Karl Schafer, в 1930-36, внес много новых идей и первым исполнил двойной риттбергер в 1925) и Феликс Каспар (Felix Kaspar, в 1937-38). С 1924 проводится чемпионат СССР (с перерывами). В 1924 и 1927-28 его выигрывал москвич Юрий Зельдович, а в 1937-39 и 1941 — ленинградец Петр Чернышов.

После Второй мировой войны американцы и канадцы, не остановив на время войны, как европейцы, развитие фигурного катания, стали соревноваться с европейскими фигуристами на равных. Причем наметилась особая тенденция, американцы получали преимущество за счет атлетичных, спортивных произвольных программ со сложными прыжками и скоростными вращениями, европейские фигуристы качественно выполняли обязательные фигуры, в произвольной программе больше внимания уделяя художественной стороне.

Первый послевоенный чемпионат мира в 1947 с преимуществом в один судейский голос выиграл Ханс Гершвилер из Швейцарии, за счет преимущества в фигурах, несмотря на два падения в произвольной программе. После него успех к представителю швейцарской школы пришел лишь к Стефану Ламбьелю (выигрывал в 2005 и 2006).

Однако затем в мужском одиночном катании воцарились американцы прежде всего с высококачественными в техническом плане элементами и в соответствии с правилами стандартными постановками программ. Дик Баттон (Richard Button) выигрывал в 1948-52 за счет лихо выполненных прыжков, ввел прыжки во вращения. В 1953-59 выигрывали братья Дженкинсы (Hayes Alan Jenkins, David Jenkins). Рональд Робертсон (Ronald Robertson) овладел тройным сальховом и огромной скоростью вращений. После долгого перерыва позднее добились успеха Скотт Хамильтон (Scott Hamilton, 1981-84), Брайан Бойтано (Brian Boitano, 1986, 1988) и др.

В 1960-е годы пришел успех к фигуристам из других стран: известному французскому тренеру Жаклин Водеран (Jacqueline Vaudecrane), тренировавшей в своей школе Федеральный центр фигурного катания в Булонь-Биланкуре, удалось вывести в лидеры двух выдающихся фигуристов- Алена Жилетти (Alain Giletti, выиграл в 1960, в основном за счет высококачественных фигур) и Алена Кальма (Alain Calmat, выиграл в 1965, кроме фигур уделявший внимание эстетической стороне, постановке и оригинальным «элементам между элементами»). Французский тренер Пьер Брюне (Pierre Brunet) вывел в 1960 в чемпионы канадца Дональда Джексона за счет рекордных прыжков и прежде всего первого в мире тройного лутца, за что судьи выставили семь оценок 6,0 за технику. В 1966-68 в лидеры вышли австрийцы Эммерих Данцер (Emmerich Danzer, ученик Герты Вахтер (Herta Wachter) и Вольфганг Шварц (Wolfgang Schwarz), одинаково успешно выступавшие как в фигурах, так и в произвольной программе. В канадской школе одним из ярчайших в художественном, артистическом плане стал Толлер Кренстон (Toller Cranston), ученик Эллен Бурка (Ellen Burka) главное внимание уделял постановкам программ, внес ряд оригинальных вращений, спиралей и шагов, вошли в историю и его показательные вступления. Также отличались своим стилем Брайан Орсер (Brian Orser, выигрывал в 1987) и Курт Браунинг (1989-91 и 1993). Рекордным прыжкам уделял внимание Элвис Стойко (1994-95 и 1997). Английская школа отличалась академичным катанием с высочайшим качеством элементов, олимпийскими чемпионами стали Джон Карри (1976, John Curry) и Робин Казинс (1980, Robin Cousins). В немецкой школе стабильно выступавший в обоих видах Манфред Шнелльдорфер выиграл Олимпиаду и чемпионат мира в 1964, в 1979 появился гибкий пластичный музыкальный одиночник Норберт Шрамм (Norbert Schramm, представлял ФРГ), владевший пятью разными тройными прыжками.



К 1970-м годам вышли в лидеры и представители социалистических стран. В 1971-72 чемпионом мира стал Ондрей Непала (Ondrej Nepala) из Чехословакии, ученик тренера Хильды Мудры (Hilda Mudra), получавший преимущество не только в школе, но и в произвольной программе за счет прыжков. В 1980-е годы Йозеф Сабовчик (Jozef Sabovcik)выполнял тройной аксель и делал попытки четверного прыжка. Развивала свою школу и тренер из ГДР Ютта Мюллер (Jutta Mueller), в лидеры вышли Гюнтер Цоллер (Gunter Zoller), а затем Ян Хоффманн (Jan Hoffmann, выиграл в 1974 и 1980, вторым в истории повторив тройной лутц).

Мужское фигурного катание в России

90-е годы


Советская школа фигурного катания основывалась на огромном вкладе Николая Панина-Коломенкина и Татьяны Толмачевой (Гранаткиной), провозглашавшими всестороннее развитие фигуриста, его мастерство как в исполнении обязательных фигур, так и гармоничность в произвольной программе, то есть своеобразный художественно-атлетический стиль. С конца 1950-х годов вышли в лидеры Валентин Захаров (выигрывал чемпионат СССР 1953-54), Лев Михайлов (1956-60), Игорь Персианцев (1955), Валерий Мешков (1961-62, 1964, 1966), Александр Веденин (1963 и 1965) и др. Наконец, советские фигуристы в 1958 дебютировали и на чемпионате мира. Сергей Четверухин, ученик Толмачевой, стал 6-кратным чемпионом СССР в 1967-73, принес первую медаль чемпионата мира в 1971, получал оценки 6,0 за артистизм на чемпионатах мира. Создав не только огромное преимущество в обязательной программе, но и выполнив три тройных прыжка в произвольной, в 1975 первым советским чемпионом мира стал Сергей Волков, ученик Виктора Кудрявцева. Тренер и балетмейстер Елена Чайковская, продолжив тренировать Владимира Ковалева, ученика Татьяны Толмачевой, вывела его к двум победам на чемпионатах мира, в 1977 и 1979, создав яркие по постановкам произвольные программы, Ковалев выполнял различные тройные прыжки- риттбергер, сальхов и тулуп. В 1981 на чемпионате мира дебютировал её ученик Владимир Котин с необычайно эмоциональным артистичным стилем. Тренер Игорь Москвин вывел в лидеры двух учеников с ярким оригинальным стилем — Юрия Овчинникова и Игоря Бобрина (выиграл чемпионат Европы в 1981 и чемпионаты СССР 1978 и 1980-82). Овчинников в 1975 впервые исполнял серию медленных шагов идеально выразив органную музыку Бетховена, за что пораженные судьи поставили оценки 5,9-6,0 за артистизм на чемпионате мира. Бобрин ещё более развил этот стиль, уделяя внимание как артистизму и музыкальности, так и самим элементам, придумывая целые серии шагов на одной ноге в разных направлениях, комбинации из 3-4 прыжков также в разных направлениях, оригинальные спирали, вращения, одним из первых в мире овладел пятью разными тройными прыжками, единственный в мире исполнял т. н. «бобринский прыжок» (придуманный Тамарой Москвиной), с вращением впервые в горизонтальной плоскости. Тренер Станислав Жук продолжил тренировать Четверухина и Волкова, в 1980-е годы вывел в лидеры Александра Фадеева (выиграл чемпионат мира в 1985 и чемпионат СССР 1983, 1985-89), выполнявшего ряд рекордных элементов (впервые каскад тройной лутц- тройной тулуп, тройной аксель в каскаде и попытки четверного прыжка), в конце 1980-х годов Фадеев значительно вырос в художественном плане, обретя цельность программ и высокий стиль. Высокое качество и стиль отличали олимпийского чемпиона и чемпиона мира 1992 Виктора Петренко.

Современность


В 1990-е годы успех пришел к тренеру Алексею Мишину, необычайно гармоничным стилем отличались Алексей Урманов (выиграл Олимпийские игры в 1994), и особенно Евгений Плющенко (выигрывал в 2001, 2003-04 и олимпиаду в 2006) и Алексей Ягудин (выигрывал в 1998—2000 и 2002). В эти годы стала готовить одиночников и тренер Татьяна Тарасова, органично сочетая яркие по постановкам, перенасыщенные оригинальными движениями и позами программы с самыми сложными элементами, её ученик Илья Кулик единственный из лидеров выполныл четверной прыжок на Олимпиаде-98, стал чемпионом. С 1999 Тарасова стала тренировать Ягудина. С этого периода острое соперничество Плющенко и Ягудина привело к огромному толчку в развитии ими всех сторон фигурного катания, как в художественном, так и в техническом плане, намного опережая остальных, они впервые выполняли гармоничные эстетичные цельные программы с рекордными элементами, с несколькими четверными прыжками, причем делая эти прыжки в рекордных каскадах (в том числе состоящих из четверного, тройного и двойного, а затем даже четверного и двух тройных прыжков), резко усложнив вращения (Плющенко впервые среди мужчин выполнил вращение бильман) и дорожки шагов (т. н. «ягудинские дорожки»), за что судьи многократно выставляли им оценки 6,0, в том числе и на Олимпиадах.

 


назад

Сайт создан в системе uCoz